Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Материал из RestoreWiki

Перейти к: ,

Наиболее простой пример реставрации иконы на примере фрагмента. Слева видны утраты , ; справа - фрагмент после реставрации. Реставрация в зале музея изобразительного искусства в Милане Pinacoteca di Brera. Фото сделано авторами restorewiki.ru

Реставрация икон - одно из наиболее развитых направлений в России (условно включая экс-СССР). Основная задача при реставрации икон может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, это прежде всего и/или восстановление изначального вида. Последний вариант реставрации конфликтует с принципами . В общем понимании реставрация икон может включать следующие реставрационные работы: восстановление живописи ( , так как иконы как правило написаны темперой), , реставрация , реставрация . После проведения любых работ икона консервируется.

Пример одного из фрагментов реставрации икон - процесс расчистки поверхности иконы, с полей иконы начала XX века: растворителем и тампонами снимается грязь осевшая из воздуха, пыль, копоть и прочие субстанции, смешанные с лаком.


В реставрации икон особенно легко проследить степень : существует несколько базовых подходов к степени вмешательства. В ортодоксальной утраты левкаса, как правило, тонируются (чтобы не отвлекать внимание от живописи) и не восстанавливаются новым , остатки живописи восстанавливаются частично и консервируются. В задачей является восстановление первосданного вида. Существуют компромиссные варианты и данное деление условно. Как правило чем ценнее памятник искусства, тем чаще реставрация проводится в соответствии с принципами . Отчасти это можно пояснить логикой невмешательства в памятник истории: сохранить в том виде, в котором памятник был обнаружен, не допустить дальнейшего разрушения.

Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем (толщина варьируется от 0,5 до 4-6 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки - грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше - красочный слой, сверху защитный слой - лак и поверх лака загрязнения (окислы, пыль соединившаяся с лаком и тп). Данная схема с нарушением пропорций показывает разрез иконы. Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени, в сложно прогнозируемых объемах. При реставрации икон реставратор обязан принимать во внимание все эти слои, при работах и выборе методов реставрации делать поправку на взаимодействие этих частей.


Общее описание реставрации икон

Иконопись зародилась в Греции и Византии, можно сказать что русская иконопись достигла своего пика в XVI-XVII веках, ближе к концу XVIII века в иконописи Руси особенно заметна разница по иконописным школам, в это же время сильно влияние фряжской (иностранной) живописи. В конце XIX века иконопись постепенно уступает место производству икон. Сильнейшие памятники иконописи датируются XI-XVIII вв.. В икон датировке уделяется особое внимание, так как от этого в значительной степени зависит подбор методик и материалов. Двух одинаковых икон не существует и в каждом конкретном случае подбирается свой путь реставрации. Общие черты и инструментарий в целом одинаковы.

Икона в условном разрезе, данная схема справедлива не всегда. Этап при реставрации икон - работа с утратами .


Чтобы проводить реставрацию икон надо обладать соответствующим образованием, знанием материалов, истории иконописи, навыками живописи как минимум на уровне художественного ВУЗа. Иконы не прощают ошибок, а история искусствоведения знает немало примеров варварских дилетантских вмешательств. На русском языке наиболее важные труды по теме реставрация темперной станковой живописи написаны .

Этапы работ (последовательность может варьироваться)

  • Укрепление и/или левкаса
  • Расчистка - удаление старых лаков, загрязнений, следов бытования
  • Восстановление утрат
  • Восстановление утрат позолоты (если есть)
  • Восстановление или тонировка утрат живописи
  • Консервация (покрытие защитным )

Каждый этап имеет внутренние подэтапы, отклонение или небрежное исполнение этапов и просушек между работами может быть опасно. Также в рамках реставрации икон могут проводится работы по укреплению дерева, удалению биологических поражений (грибки, бактерии), борьбе с вредителями (насекомые в дереве, ). Реставрация и относится к реставрации ДПИ, но работы должны вестись под общим руководством и контролем. Нередко для полноты работ требуется изготавливать утраченные .


Инструменты реставратора икон

Основные инструменты при реставрации полностью идентичны инструментам, используемым при .


Иконопись можно разделять разными методами, например, по манере письма: каноническая иконопись и живописная. Последний подвид чаще писался маслом, во манере. Письмо маслом хорошо заметно так как имеет заметно неровный объемный красочный слой, что видно на . Темпера ложится ровно.

Также нужен весь набор для иконописи: тонкие кисти и тп.

Пример иконы до проведения реставрации: хорошо видно, что лежит хорошо, стабильно, а его поверхность сильно загрязнена.

Материалы и химические составы для реставрации икон

В целом стоит разделить химию на четыре части: химия для удаления старых загрязнений и лаков, химия для укрепления, краски и химия для консервации. Напоминаем, что даже краткосрочное применение некоторых из этих химических веществ может нанести непоправимый ущерб вашему здоровью.

Перед восстановлением иконы: общий вид. Беглый визуальный осмотр перед реставрацией, стабильный, сильные загрязнения.
  • - распространенный и сбалансированный растворитель для удаления старых лаков и загрязнений; вместе с ним или отдельно могут использоваться: водка или ,
  • - один из сильнейших
  • Темперные краски или масляные, в зависимости от того чем написана икона. Иногда тонировки по темпере делают акварелью, так как последняя легко удаляется в дальнейшем см. .
  • Растворитель и/или связуящая основа для нужных красок. Например, яичный желток для темперы или для масляных.
  • - для консервации используются разные лаки, чаще характерные для живописи.

В обычной практике реставратора икон полезно иметь все материалы в запасе и проверять их качество перед любыми работами. Количество химических растворов, которые могут понадобится велико, стол реставратора рекомендуется оборудовать удобными безопасными полками, так как склянок великое множество.


Та же икона, правый нижний угол, вид справа. Видна торцевая и отставание всей склейки , и (данная икона проклеена паволокой выборочно).

Реставрация икон - подробное описание

Описание публикуется для ознакомления, применение этих навыков возможно только после подробного изучения таких книг как "Реставрация станковой темперной живописи" и длительной практики.

Перед любыми реставрационными работами икону внимательно осматривают, консультируются с коллегами, делают фотофиксацию используя "ЦШ-1" (для ). Работа в данном случае похожа на работу врача, прежде чем лечить надо поставить грамотный диагноз, что требует анализов и внимательно оценки ситуации.

Укрепление

- самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает агрессивных сред (повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и тд). При этом слабое место это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом. Укрепление проводится 3-8% раствором осетрового клея, который готовится специально для этих работ. Клей наносится на места вспухания красочного слоя или вдавливается под слой шприцом. Задача на данном этапе - восстановить плотную адгезионную связку основы и красочного слоя. Основа - левкас. Поверхность красочного слоя при этих работах покрывается специальной бумагой, чтобы с одной стороны обеспечить равномерное проникновение клея, с другой - чтобы не дать красочному слою сдвинуться.

Расчистка Процесс расчистки можно разделить на мягкий и глубокий. В первом случае мягким и летучим растворителем, например, удаляются загрязнения с поверхности красочного слоя, из углублений, с позолоты. Работа проводится следующим образом, ватная палочка слегка влажная

  • Восстановление утрат
  • Восстановление утрат позолоты (если есть)
  • Восстановление или тонировка утрат живописи
  • Консервация (покрытие защитным )


Направления реставрации: основные виды реставрации




Литература

  • Филатов В. В. Ф 51 «Реставрация настенной масляной живописи»/ Предисл. Г. К. Вагнера. — М.: «Изобразительное искусство»,1995.-248 с.:ил.
  • Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Ф51 «Наименование и надписи на иконных изображениях:Справочник для иконописцев.» Издание 3-е. — М.:ПРО-ПРЕСС,2009.-352 с.
  • Филатов В. В. Ф 51 «Краткий иконописный иллюстрированный словарь»: Кн для учащихся. — М.: «Просвещение», 1996.-224 с.: ил. —
  • Филатов В. В. Ф 51 «Помню много…»(автобиография) — М.: «Северный паломник», 2008.-416 с.: илл. —


Ссылки

Источник — «»

:


Источник: http://www.restorewiki.ru/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону

Как восстановить икону